Учим детей говорить выразительно

 Дети старшего дошкольного возраста четко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации ребенок может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, он хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда - формально. Реакция ребенка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления ребенка, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказать, и замкнется. Чаще общайтесь с ребенком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его – и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что он чувствует, о чем думает, почему он решил вам довериться. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество его речи.                                                                                                                                

Что такое интонация? Интонация -это изменение силы голоса. Тон может быть высоким, низким или средним. Он может повышаться или понижаться в зависимости от речевой ситуации. Подвижность нашего голоса, его высота, громкость, тембр и темп речи являются важнейшим средством интонационной выразительности. Они создают своеобразный мелодический рисунок каждого слова и фразы, придают вашей речи музыкальность. Сила голоса и интенсивность звучания передают внутреннее напряжение говорящего. Тембр голоса часто изменяется в зависимости от нашего настроения, от того, как весело, грустно, спокойно или равнодушно мы говорим. Таким образом, одна и та же фраза может звучать по-разному: быстро и медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, радостно или грустно.                                                                                                                  

В норме ребенок старшего дошкольного возраста различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. У детей с речевыми нарушениями имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Однако в этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить ребенка, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль.

 

Сделать речь ребенка более выразительной, эмоционально богатой помогут следующие упражнения.

«Футбол»   Произнесите текст упражнения с указанной интонацией.

Сказала тетя:  " Фи, футбол!" (презрительно)

Сказала мама: "Фу, футбол!" (недовольно)

Сестра сказала: "Ну, футбол!" (с сомнением)

А я ответил : "Во, футбол!"  (с одобрением)                                                         

«Поезд»   Передайте с помощью интонации движение поезда.

Произносите текст сначала медленно - поезд начинает движение, отходит от станции. Потом постепенно ускоряйте темп – поезд набирает ход, идет на полной скорости. Вагоны вперед покатились, как мячики:     Так-чики,     Так-чики,      Так-чики,    Так-чики!

«Разная интонация»  Объясните разницу в произношении предложений.

В чем особенность каждого вида интонации?  "Едем на концерт."   "Едем на концерт?"  "Едем на концерт!"

 Прочитайте стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:  

-Кто сломал в лесу малинку?- тонко заяц пропищал.

 Ушки зайца шевелились, он от страха весь дрожал.

- Кто болото взбаламутил?- громко квакнула лягушка.

Из воды болотной, мутной, чуть видна ее макушка.

- Кто таскал наш мед из улья?- дружно пчелы прожужжали.

Что же бедным пчелам думать-  съеден мед, а кем не знают.

-Кто тут чем-то недоволен?- грозный рык в лесу раздался.

Я поел малинки вволю, на полянке я топтался.

Предложите ребенку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу в стихотворении, используя разные интонации: 

Проснулся утром Владик и поспешил узнать,

На маму хитро глядя " Пойдем с тобой гулять?"

Когда они поели, то Вадик стал играть.

Сказал, закончив дело: "Пойдем с тобой гулять!"

И мама отвечала: " Ну что ж, не будем ждать.

Уж коли обещала, пойдем с тобой гулять!" 

                                                                                                           Подготовила учитель-дефектолог Цыганец А.С.                                                                                                                         

Литература:

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) Учебное пособие. Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. -192с.