Проблемы общения

Как правило, воспитанники, у которых имеются нарушения речи, сталкиваются с определенными трудностями в общении. Наиболее часто взрослых беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка как, медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, обман. Кроме того, не всегда нам, взрослым понятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения с родными, он не играет со сверстниками, так как на него не обращают внимания.

Для того чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним относится:

  • неблагоприятные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания (у ребенка нет четких требований, один родитель говорит, делай так, другой - нет, делай так);
  • отвержение, излишняя требовательность взрослых по отношению к ребенку;
  • возможно, имеется психофизиологические, соматические и наследственные нарушения. Часто эти нарушения сопровождаются отказом ребенка от контактов со сверстниками, избеганием любого общения, уходом в себя, замкнутостью и пассивностью. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость и мнительность.
  • на особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка.

Остановимся на краткой характеристике проявлений различных темпераментов:

Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя он не отличается постоянством в своих привязанностях.

Холерики - энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагоприятных условиях дети - холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны и агрессивны.

Флегматики характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети - флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.

Меланхоликам характерна низкая активность, сдержанность речи, слабо выражены чувства. На этом фоне у них могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди. Главное: не надо стремиться переделать ребенка. Нужно ему только помочь в естественном психическом развитии.

Характеристики детей, которые сталкиваются с трудностями в общении:

Агрессивные дети

Часто приходится слышать от родителей: «Такой хороший был мальчик, а в детском саду только его и ругают!» К сожалению, нередко эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения из «хорошего», «доброго» мальчика, реже девочки, в драчуна и задиру встречаются достаточно часто. Почти в каждой группе есть такие дети. Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. И вот появляется реальная возможность для возникновения конфликта. Как правильно вести себя в этой ситуации? Постарайтесь перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую-нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания, и вы убедитесь, что этого конфликта возможно избежать.

Большое значение для появления агрессивности в дошкольном возрасте имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея социально приемлемых средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. Агрессивность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

Основные принципы общения с агрессивным ребенком:

- Помнить, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, можно надеяться, что агрессивность у ребенка будет снята.

- Дать ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместив ее на другие объекты. Можно разрешить ребенку поколотить подушку или разорвать бумагу.

- Показывать ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускать при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях.

- Поступать так, чтобы ребенок в каждый момент времени чувствовал, что его любят, ценят и принимают его таким, каков он есть.

Конфликтные дети

Детские ссоры знакомы каждому взрослому. Но одни дети ссорятся и быстро мирятся друг с другом, другие более конфликтны и ссоры их часто сопровождаются драками. Возможно, такому ребенку не хватает внимания и заботы, и он стремится оказаться в центре внимания, а драка - хороший способ не только оказаться в центре внимания, но и показать свое превосходство над другими. Иная ситуация: ребенок, который постоянно «ищет» неприятностей. Кажется, что он специально провоцирует других детей, а в итоге оказывается сам жертвой конфликта. Также, причиной может быть эгоистичность ребенка. Если ребенок дома - безусловный центр всеобщего внимания, то разумеется он ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, часто не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. Возможна и обратная ситуация, когда ребенок в семье «заброшен». Он вымещает накопившиеся в его душе чувства в ссоре. А может быть, ребенок видит, как дома мама с папой постоянно ссорятся, и просто начинает подражать их поведению.

Основные принципы общения с конфликтным ребенком:

- Сдерживать стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос.

- Стремиться прекратить ссору. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.

- После конфликта (если уж так получилось) обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь вместе с ребенком найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

- Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Тревожные дети

Что такое тревожность? Это склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперопеки: чрезмерная забота, мелочный контроль. Также, когда у ребенка большое количество ограничений и запретов, постоянные одергивания, когда общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, то ребенок теряет уверенность в себе и в собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он сделает что-нибудь не так, то есть испытывает чувство тревоги. Это чувство тревоги, может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность. 

Основные принципы общения с тревожным ребенком:

1.Обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому);

2.Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая с другими, а только с ним самим;

3.Оценивать улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и так далее);

4.Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;

5.Обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в учреждении дошкольного образования.