Советы руководителя физического воспитания

Зачем в квартире спортивный уголок?

       К большому сожалению, гиподинамия стала болезнью века и причиной многих, особенно сердечно-сосудистых, заболеваний, ожирения. Несложное обустройство шведской стенки для детей не только по максимуму удовлетворит потребность ребенка в движении, но и разовьет эту потребность.

       Некоторые могут поспорить: "Зачем нужно городить все эти канаты и лестницы дома, если они есть на улице: в детских садах, в школах, наконец, во дворах жилых домов?". Нужно понимать, что если спортивные снаряды будут непосредственно дома, то ребенок сможет начать их использовать, как только будет к этому готов, - а это может произойти задолго до начала посещения детского сада. Ранняя двигательная активность пойдет на пользу не только для физического, но и для умственного развития ребенка. Чем разнообразнее движения малыша, тем больше информации обрабатывает его мозг и, соответственно, тем интенсивнее происходит психическое и умственное развитие. Ведь именно через познание окружающего мира посредством движений и происходят психологические и возрастные изменения детей первых трех лет жизни.

     Еще один немаловажный момент: в квартире спортивные снаряды всегда доступны, а значит, позволяют малышу обогащать любую игру движением, чередовать физическую нагрузку с умственной. Занимаясь с малышом на детском спортивном уголке можно научить его правильно спрыгивать и падать, что в будущем уменьшит угрозу травматизма вне дома: малыш научится рассчитывать свои силы и будет осторожным.

   С медицинской точки зрения, польза от занятий на спортивных снарядах также очевидна.

     Во-первых, ваш малыш станет более крепким, подвижным и гибким, вследствие чего он будет лучше развиваться и расти. Окрепнут мышцы рук, плечевого пояса, груди, спины, позвоночника и брюшного пресса.

     Во-вторых, даже делающий свои первые шаги ребенок с удовольствием начнет осваивать шведскую стенку. Карабкаясь вверх босиком, он будет массировать стопы ног, а это является отличной профилактикой плоскостопия.

      В-третьих, занятия на детской шведской стенке помогут вашему малышу избежать проблем с позвоночником. К примеру, висение на кольцах или турнике, несмотря на кажущуюся простоту, снимает напряжение позвоночника и тем самым предотвращает его искривление.

     Однако часто бывает, что в малогабаритной квартире совсем нет места для полноценного спортивного комплекса. Не стоит огорчаться - вполне можно обойтись его упрощенной версией — Г-образным комплексом.

     Г-образный комплекс идеально подходит для размещения в малогабаритной квартире: шведская стенка крепится вертикально к стене от пола до потолка и ее можно дополнить скамейкой для пресса, веревочной лестницей. Вверху шведская стенка обычно оканчивается большим турником. Пока ребенок еще мал, на перекладину можно подвешивать качели, а чуть позже гимнастические кольца, канат или боксерскую грушу. На лестнице можно закрепить навесные брусья, которые переставляются по высоте или совсем снимаются.

Подготовила: руководитель физического воспитания Манчинская Л.И.

свернуть

Как приучить ребёнка к спорту в домашних условиях

   Если малыш любит посещать занятия физкультурой в детском саду, это очень хорошо. Но большую роль в спортивном воспитании ребёнка играют не столько детские учреждения, сколько родители, и отношение к спорту в семье конкретного ребёнка. Если вы хотите, чтоб ваш малыш полюбил спорт, и вовсе не обязательно для того, чтобы серьёзно заняться каким-то из его видов и стать олимпийским чемпионом, а просто для  гармоничного развития, то вы можете сделать довольно много в домашних условиях, а именно:


1. Научить малыша делать зарядку каждое утро. Будет совсем здорово, если вы будете
делать это вместе с ним, ведь намного веселее повторять движения за мамой или папой. Можно использовать музыку, которая нравится ребёнку, что дополнительно поможет развить у него чувство ритма и слух.


2.Устраивать весёлые семейные игры. Например, на даче, или на пикнике. Берите с собой мяч, играйте в футбол, волейбол, вышибалы, и так далее.


3.Оборудовать ребёнку дома «спортивный уголок». Самый хороший вариант, подходящий даже для маленьких квартир – это ДСК (детский спортивный комплекс), который можно очень компактно разместить в коридоре или в комнате малыша. В такие комплексы обычно входит шведская стенка, канаты, лесенки, турники, и многое другое (зависит от наличия свободного места у вас дома).


4. Поощрять малыша, и обязательно хвалить его за успехи. При этом, разумеется, ни в коем случае не ругать его за промахи или неудачи. Помогайте ему, рассказывайте о том, как хорошо заниматься спортом, каким он вырастет сильным и ловким (или красивой и стройной, если это девочка), если будет заниматься спортом.
Таким образом, вы сможете легко и естественно привить ребёнку любовь к спортивным
тренировкам с раннего возраста. При этом не обязательно уделять этому много внимания, пускай занимается понемногу, но ежедневно. Главное – никакого давления, только помощь, поддержка и поощрение. И тогда, может быть, пробуя себя дома или в детском саду в разных спортивных направлениях, ваш малыш даже найдёт для себя что-то на всю жизнь (например, захочет заниматься футболом, или плаванием, или бегом)!

Подготовила: руководитель физического воспитания Манчинская Л.И.

Источники: 

1. Дедулевич, М. Н. Сто тропинок, сто дорог / М. Н. Дедулевич. -  Мозырь : ООО ИД "Белый ветер", 2005.

2. Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей / сост. Н. А. Кирченко - Мозырь : Белый Ветер, 2013.

свернуть

Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей

Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей

    Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима.

    Твёрдый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, - одно из существенных условий нормального физического развития ребёнка.

    Основное требование к режиму – это точность во времени и правильное чередование (смена) одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребёнок ложится спать, встаёт, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.

Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).

Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.

Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.

Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.

Подготовила: руководитель физического воспитания Манчинская Л.И.

Источники:

1. Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника / В. А. Шишкина. - Мозырь : Белый Ветер, 2014.

2. Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич - Мозырь : Белый Ветер, 2014.

свернуть

Что у нас с осанкой?

Нарушение осанки не только значительный косметический дефект, оно, как правило, сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов.
Определить осанку ребёнка можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение, его лопатки должны находиться на уровне ваших глаз (ребёнок в трусах, без майки). Чтобы снять у него напряжение, предложите рассказать короткое стихотворение.
Посмотрите спереди: плечи должны быть развёрнуты, должны составлять одну прямую горизонтальную линию; линия груди плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см.
Обратите внимание при осмотре сзади, не выступают ли лопатки, симметричны ли надплечья, таз.
Если какой-то из признаков вас насторожил, посоветуйтесь с медсестрой детского сада, уточните у руководителя физвоспитания, воспитателя, какие корригирующие упражнения следует выполнять вместе с ребёнком.
Внимание! Проблемы с осанкой неизбежны, если:
- ваш малыш спит, свернувшись калачиком
- стоит с опорой на одну ногу
- вы постоянно водите его за одну и ту же руку
- малыш сидит за столом, скрестив ноги, цепляясь за ножки

Подготовила: руководитель физического воспитания Манчинская Л.И.

свернуть

Зарядка—  важная составляющая здоровья!

        Если Вы решите впервые включить этот пункт в режим дня, прислушайтесь к следующим советам:

  • Участвовать в зарядке должны все члены семьи. Именно тогда дети будут воспринимать ее серьёзно.
  • Первые несколько дней зарядку проводит взрослый для установки комплекса упражнений. Далее возможность проводить зарядку можно передавать по очереди всем членам семьи.
  • Комплекс упражнений рекомендуется проводить, начиная с головы и заканчивая ногами.
  • Упражнения должны соответствовать возрасту детей.
  • Зарядку рекомендуется проводить под детскую ритмичную музыку.

Очень часто родители сталкиваются с тем, что ребенок отказывается выполнять те или иные задания и упражнения. Не нужно его ругать. Возможно, ему тяжело выполнять их или просто неинтересно. И тут к вам на помощь придет ваша фантазия. Вместо простых махов руками можно предложить ребенку стать птичкой и полететь в теплые края, можно превратиться в зайчиков и прыгать от кустика к кустику, можно стать косолапым мишкой, который собирает шишки, и тогда приседания не покажутся ребенку такими скучными и рутинными, а можно использовать необычный атрибут – подушку.

Предлагаем вашему вниманию комплекс утренний зарядки с подушкой.

Звучит ритмичная музыка.

1. Ходьба на носках, подушку поднять вверх
2. Ходьба на пятках, подушка на голове
3. Ходьба по кругу в полуприседе, голову опустить вниз, подушка внизу.
4. Бег, забрасывая пятки.
5. Ходьба в чередовании на носках, руки вверх, в полуприседе, подушка перед грудью.
6. Бег спиной вперед.
7. Ходьба врассыпную, высоко поднимая колени.

Построение врассыпную.

Основная часть:

1. И.п.: основная стойка, подушка перед грудью. Ритмичные повороты подушки в правую и левую стороны. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения.)
2. И.п.: ноги на ширине плеч, подушка перед грудью. 1 – пружинка, 2 – поднять подушку вверх, 3 – пружинка, 4 – поднять подушку вверх, наклониться в правую сторону. Повторить сначала, чередуя поворот в правую и левую сторону.(Выполнять ритмично, в темп музыки. Наклоняться четко в сторону.)
3. И.п. о.с, подушка перед грудью. 1 – выпад в правую сторону, подушку в право, очертя полукруг. 2 – вернуться в и.п. То же в другую сторону. (Выполнять глубокий выпад в сторону.)
4. И.п: ноги на ширине плеч, подушка перед грудью. Наклон вперед, руки выпрямить вперед, вращая подушку вправо-влево. Вернуться в и.п. (Наклоняться ниже, ноги не сгибать.)
5. И.п.: сидя на подушке, руки упор сзади, ноги согнуты. Маленькими шагами передвигать ноги в правую и левую сторону. (Спину держать прямо, не разворачивать за ногами.)
6. И.п: сидя на полу, ноги в стороны, руки упор сзади, подушка на полу. 1- наклон вперед, локти на подушку, положить голову на кисти рук, покачать головой; 2 – вернуться в и.п. (Выполнять ритмично, в такт музыки. Ноги не сгибать, колени прижать к полу.)
7. И.п.: о.с. Подбрасывание подушки вверх и ловля ее двумя руками. (Выполнять под музыку.)
8. Взять подушку за уголок, побиться подушками с рядом стоящими детьми (Следить, чтобы подушки касались ниже пояса.)
9. И.п. о.с, подушка вверх. Поднять правое (левое) колено вверх, подушку опустить на колено. Вернуться в и.п. (Упражнение выполняется в энергичном темпе. Колени поднимать выше, носок натянут.)
10. И.п. правая нога вперед, левая назад. Прыжки, меняя положение ног. (Следить за дыханием)
11. И.п. о.с. подушка перед грудью. 1 – пружинка, 2 – подушку в правую сторону, левую ногу на носок в левую сторону. То же в правую сторону. (Восстанавливаем дыхание. Добиваться одновременного выполнения упражнения.)

Заключительная часть:

Упражнение на дыхание.
Речевка: «Рано утром я проснусь, на зарядку становлюсь.
Приседаю и скачу - быть здоровым я хочу»

Подготовила: руководитель физического воспитания Манчинская Л.И.

свернуть

Физическое развитие ребенка: с чего начать?

Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей?

Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети – просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста. Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности. Физическое развитие ребенка – дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей – выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи. Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей.

Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается. Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди». Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников Физическое воспитание детей – один из вопросов, которые призваны решать, как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых – дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц. В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т. д.

Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой садик зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных майках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают. Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель. Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности. Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, 21 организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут.

А если малыш не посещает детский сад? 

Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада. Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней. Спорт и дети: в какую секцию отдать? Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку? Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка. Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д. Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка. Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии. Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание. Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья

Подготовила: руководитель физического воспитания Манчинская Л.И.

свернуть