Информация для родителей "ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ. ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ"

Подготовила

педагог-психолог Наркун Е.Е.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность и однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Семья может выступать в качестве положительного так и отрицательного фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.

Ведь родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.

Нельзя забывать, что ребенок – это человек! И этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей, не жестокого и злого обращения, а добра, заботы и любви. Но, к сожалению, часто меньше любви достается нашим самым любимым людям. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети – это дефицит ласки. Родители не находят времени из-за чрезмерной загруженности на работе, забывают или, может быть даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с ними.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ?

Под жестоким отношением к детям следует понимать любое действие или бездействие по отношению к нему со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в результате которого причиняется вред его физическому или психическому здоровью, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию.

В силу своей социально-психологической незрелости дети полностью зависят от родителей или лиц, их заменяющих, и оказывается удобным, а зачастую единственно возможным объектом для демонстрации этими лицами своей власти и контроля над малышом, либо отреагирования собственных отрицательных эмоций.

Подумайте, ведь зачастую необдуманные и агрессивные действия родителей по отношению к ребенку вызваны не виной ребенка, а усталостью взрослого, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Родители забывают, что гнев, вылитый на ребенка, ничему его не учит, а будет только унижать, оскорблять и раздражать. Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что кратчайший путь лежит «через попу», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение  очень часто вызывает у детей отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, жажду мести и компенсации, разрушение нравственных тормозов, стремление к обману и ловкости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

 

  Систематическое применение жестокое отношение к ребенку может повлечь за собой впоследствии отставание в физическом развитии, психосоматические болезни,  инфекционные заболевания, в том числе передаваемые половым путем, смерть.

Также оно оказывает негативное влияние на психическое здоровье ребенка в виде задержки психического развития, расстройств адаптации, эмоциональным нарушениям (депрессия, тревога, страх), снижения самооценки, восприятие себя как испорченного, беспомощного, нарушений поведения (агрессивность, уходы из дома, сексуализированное поведение), трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

В будущем ребенок, к которому применялось жестокое обращение, не будет способен стать хорошим родителем и семьянином для своих собственных детей, продолжая «традиции» жестокого обращения с ними, может быть склонен к девиантному поведению: алкоголизм, наркомания, проституция, противоправные действия.

В заключении хочется сказать, что воспитание детей – дело нелегкое. Однако что бы ни случилось, нам, взрослым, необходимо стремиться искать выход из трудных жизненных ситуаций без унижения человеческого достоинства детей, без применения обид и, тем более, телесных наказаний.

Уважаемые родители! Не забывайте!

Дети – зеркало для своих родителей. Помните, что ваша любовь необходима им, как воздух. Если вы одариваете их любовью, они ее отражают и возвращают вам.

 

ПИСЬМО РЕБЕНКА К РОДИТЕЛЯМ

Дорогие папа и мама!

 Я вырасту здоровым и счастливым человеком, если вы будете помнить о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.

  • Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Любите меня и заботьтесь обо мне, не забывайте выражать свою любовь взглядом, улыбкой, прикосновением.
  • Не бейте меня, от этого я не стану лучше. Наоборот, я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей. Мне не хочется жить в злом и неприветливом мире.
  • Больше думайте о том, какие чувства я испытываю, чем о том, как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего настроения.
  • Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно в своих требованиях. Мне нужно знать границы дозволенного. Только предъявляйте такие требования, которые соответствуют моему возрасту и пониманию, тогда я смогу их выполнить.
  • Не сравнивайте меня с кем бы то ни было. Я имею право быть другим, ведь я единственный такой на всей Земле, неповторимый. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.
  • Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Может быть, я просто хочу, чтобы вы обращали на меня больше внимания.
  • Никогда не унижайте меня. Это больно ранит, мне кажется, что я самый плохой на свете и незачем делать что-то хорошее. Рушатся все мои надежды, и я не верю в себя. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?
  • Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя маленьким, не захочу вырастать и буду требовать, чтобы вы обслуживали меня. Не оберегайте меня от последствий моих поступков, мне необходимо учиться на собственном опыте. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте считать мои ошибки преступлениями. Никто не совершенен. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои плохие привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помогите мне осознать, в чем их ощутимый для меня вред.
  • Не требуйте у меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю, зачем поступил так или иначе. Лучше помогите мне понять, почему я сделал плохо и чем мой поступок навредил мне и окружающим.
  • Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о своих проблемах. Дарите мне каждый день хотя бы полчаса своей жизни, и пусть это время будет принадлежать только мне, ни о ком и ни о чем не думайте в это время, кроме меня. Тогда я буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен. Это самое главное для меня.
  • Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите:  «Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!», «Из-за тебя в доме скандалы!», «Из-за тебя я не успеваю...» Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
  • Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, слушаете меня, делаете замечания… Если хвалите – хвалите искренне. Искренне радуйтесь. Когда вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, я это вижу и испытываю неуверенность.
  • Не хвалите и не ругайте меня за проявление чувств. Помогите мне осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.
  • Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной наедине.
  • Помните, что я вас люблю, и вы для меня самые главные люди на земле.

 

 

Использованные источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-profilaktika-zhestokogo-obraschenija.html

 https://tuva.sledcom.ru/Pomoshh_detjam/item/1041736

Меню раздела